авторство номеров
Кому принадлежит поставленный номер?
Авторские права и права, купившего постановку
Итак, ситуация:
ученик жалуется, что поставленную за деньги для него хореографию/номер танцует кто-то ещё (например, на индивидуальном занятии, МК, просто групповой тренировке или предложили выступить на сцене с этим же номером другому человеку).
То есть, номер ставили как бы для одного, но потом что-то изменилось, и тренер предлагает этот же материал другому.
Ученику, разумеется, неприятно, ведь он заплатил за то, чтобы это был ЕГО номер, номер с которым ассоциируется ОН.
Понятное желание, к тому же ОПЛАЧЕННОЕ.
Как рассудить этих двоих? Кто прав?

Если вы думали, что я буду бросаться в вас статьями из законодательства (кстати, какой страны?), то нет)


Как минимум потому, что никто не пойдет решать спор в суде.
Поэтому, предлагаю разбираться, опираясь на общепринятую практику, сложившуюся в индустрии.
Тут я руководствуюсь:
▪️моим личным многолетним опытом
▪️опытом педагогов, с которыми я контактирую ежедневно (только в Los Angeles одновременно работают, ставят и готовят номера более 20 преподавателей в разных танцевальных направлениях)

▪️не говоря, об обширных знакомствах с преподавателями танцев

Также, я опросила 6 сильных, признанных, постановщиков и хореографов из мира Экзота об их условиях для своих подопечных в деле постановок номеров и хореографий :

Анжелику Корелову, Илью MEDа, Лесю Лесикову, Ирину Ерохо, Анастасию Евстегнееву и Наталью Мещерякову.


И угадайте что?
100% респондентов ответили, что они ставят ПОД ОДНОГО конкретного человека.

Понимаете?

Мастера постановок, авторы самых ярких, призовых, ПОБЕДНЫХ номеров, авторских хорео.
Люди, которые регулярно много, качественно и профессионально генерируют новый материал в больших объемах, потому, что имеют большой спрос.
Эти люди не позволяют себе повторяться, пренебречь неизвестным учеником, возможно не самым перспективным, и качественно выполняют свою работу, невзирая на уровень обратившегося.

Если постановщик соглашается работать с человеком, то, независимо от того, что получится в итоге, даже если номер так и не увидит сцену, при этом работа будет оплачена— этот материал закрепляется за купившим услугу.⠀
Это общепринятые условия в индустрии.

Повторюсь,
общее для всех правило: одна постановка (номер, хореография, образ-сценическое решение)— один ученик.
Конечно могут быть какие угодно договоренности, тут никто никого не ограничивает, важно, чтобы ОСОБЫЕ условия были озвучены ДО начала сотрудничества.
В противном случае, ситуация выглядит как введение в заблуждение.
"Отзывать свою подпись" с устных договоренностей постфактум— не этично.
Это больше похоже на способ давления, довольно инфантильный и непрофессиональный (в случаях разногласий тренера и ученика), либо профнепригодность, не способность генерировать достаточное количество идей, что толкает на многократное использование одного материала, на повторы.



Возражения типа "я недорого беру, поэтому как бы взамен распоряжаюсь продуктом своей интеллектуальной собственности как считаю нужным" тоже никуда не годятся.
Постановщик сам решает сколько брать за работу и как с ним будут рассчитываться, оценивая объем сложности ДО и обговаривая условия с учеником.

Поставили низкую цену—ваши трудности, это не оправдывает внезапное изменение условий оказания услуги.


Человек приходит за УНИКАЛЬНЫМ решением для своего выхода на сцену—это основной запрос в услуге, неразрывно связанный с хореографией и образом, идеей.
Не нужно хитрить и обрубать набор опций, которые подразумевают слово "номер" или "постановка".
Постановка-- это в первую очередь УНИКАЛЬНОЕ решение по музыке, хорео, образу, фабуле—именно это и продаётся!
А по факту начинается— это моя интеллектуальная собственность (никто кстати это не оспаривает), поэтому кому хочу тому и даю СВОЙ материал и прочее.


НЕТ, дорогие мои.


Ценность услуги в уникальности, и, если вы не вывозите придумывать много нового материала, не беритесь за постановки, либо ставьте цену выше и продавайте реже—но никак не пытайтесь продать один продукт своей деятельности несколько раз.

Будьте лояльны и честны с учениками, ведь ваша чистоплотность в работе, бизнесе— ваш капитал.
Чем честнее и качественнее работа—тем обширнее аудитория и возможности роста.
Такой мелкий недальновидный поступок пользы принесёт немного, но тень на вашу проф деятельность определенно отбросит.

P.S. Хочу отдельно обратиться к тем, кто танцует чьи-то хорео— не забывайте отмечать постановщиков.

Денежки то конечно дают вам много прав, но всё же мастерам приятно, когда их помнят и отмечают их работу.